Цена лицензии ETS около 1000 Евро, но мы можем сказать, что она со временем окупается. То, что никогда не окупается, это ВРЕМЯ. Хочется сделать все быстро и легко и безопасно. Но…
СanX открыта и бесплатна для всех.
Как мы работаем с ETS? Каждый проект полностью пуст, и мы должны часами импортировать каждое устройство в базу данных, а затем создавать его один за другим. Наконец, в ETS5 большинство устройств есть в онлайн-каталоге, но не во всех, и тогда мы должны найти каждый файл вручную на странице производителя. Рутинная и скурпулезная работа — человеческий фактор никто не отменял — ошибиться может каждый.
Первое, что меня поразило во время
конфигурации canX: я создал пустой проект
и, нажав одну кнопку, я просканировал
всю шину, и каждое устройство было просто
обнаружено. Еще одним нажатием кнопки
все устройства были добавлены в базу
данных. Нет необходимости в импорте
файлов устройств и трате времени. И
убираем человеческий фактор — а значит
и возможные ошибки.
Каждый решит
сам, является ли конфигуратор canX удобным
для пользователя инструментом или нет.
Но на мой взгляд все очень просто и
очень быстро. Здесь вы можете посмотреть
видео работы с конфигуратором.
Еще один плюс для меня в плане безопасности — избавляемся от программного обеспечения, которое работает только на компьютерах под управлением Windows?
CanX имеет свое собственное «ETS внутри»
— это одно из приложений на Logic Machine —
инструмент, с помощью которого инсталлятор
или сам пользователь могут и полностью
настроить систему или внести некоторые
изменения в ее функциональные возможности.
Просто возьмите свой смартфон и сделайте
это. Очень простая пошаговая настройка.
Еще раз: при покупке LM — конфигуратор в
свободном доступе в списке приложений.
Пока только жаловался на ETS,
теперь позитив о KNX. В течение многих
лет щупали рынок и работали со многими
протоколами, но KNX был самым надежным
из них. Были странные проблемы, но обычно
это была плохая проводка или неисправные
компоненты. Если кто-то спросит меня,
какая самая надежная система шин в мире,
я всегда говорю, что KNX — это то, что надо.
Теперь давайте посмотрим, как это выглядит с canX. Сan FT является последней версией международного стандарта ISO 11898-3: 2006. Откуда эток нам пришло? Станкостроение, автомобильная и космическая промышленность, каждый современный автомобиль, каждый спутник, каждая космическая ракета …
Последнее время я постоянно себя спрашивал — почему они не используют наш замечательный KNX?
Ответ прост: эта технология жизненно важна и должна быть чрезвычайно надежной. Есть и другие аргументы, о которых я расскажу позже. Может быть, ETS их травмировал.
KNX — отличная
среда, но в проектах у меня довольно
часто возникала особая проблема,
связанная с передачей данных по шине.
В наше время так просто „положить“
шину KNX. Даже простой жилой проект может
сделать это легко. Просто установите
шторы для отправки статуса обратной
связи при изменении значения и закройте
все сразу. Немного больший проект, и все
они остановятся в случайной позиции.
Или какой нибудь несложный цикл в
скрипте. В современных проектах, где
мы хотим отслеживать все больше и больше,
KNX выходит за пределы своих возможностей.
Чтобы решить эту проблему, нужна дорогая
IP-инфраструктура, которая уникальна на
каждом объекте. На форуме LM вы можете
найти много сообщений о предупреждениях
о температуре LM и TP. Это не что иное, как
чип KNX, не справляющийся с большим
количеством телеграмм. Это физическое
ограничение шины. CanX предлагает ответ
на этот вопрос: скорость передачи данных
по шине увеличена в 10 раз по сравнению
с KNX, 100 кбит вместо 9,6 кбит. при максимальной
длине кабеля.
Не менее важная тема
— безопасность. Некоторое время назад
KNX объявил о долгожданной безопасности
KNX. Это не совсем так! Чтобы сделать KNX
по-настоящему безопасным, каждое
устройство должно быть заменено новым
приложением. Каждый должен быть
сертифицирован, а это много времени и
денег. Достаточно того, что одно устройство
в сети не поддерживает KNX-secure. Более
того, KNX IP secure не так уж и безопасна.
Хакеры могут отслеживать сеть, записывать
отправленные пакеты и легко их повторять.
Logic Machine не использует KNX IP secure, поскольку
безопасность LM намного лучше. Он не
только шифрует данные, но и добавляет
проверку времени, поэтому никто не может
повторно использовать уже отправленные
данные. Итог — имеем миллионы совершенно
незащищенных инсталяций со стандартным
KNX. Вопрос не ЕСЛИ, но КОГДА некоторые
хакеры нацелятся на KNX в большем масштабе.
Но у любого другого протокола есть
такая же проблема. 25 лет назад никто не
задумывался о таких проблемах, но сейчас
они становятся критическими. Уже были
случаи, когда система KNX была взломана
и внесены изменения в проект. Вот пример
случая:
https://www.wired.com/2014/07/hacking-hotel-room-controls/. Забавно,
что тот, кто это сделал, понятия не имел
о KNX.
В ближайшие годы будет запрещено использовать незащищенные протоколы. Это уже происходит в гостиничном секторе. Безопасность canX намного лучше На стороне IP он использует шифрование LM IP с проверкой времени. На физическом уровне у него есть 2 типа защиты. Каждое устройство защищено паролем, вы просто устанавливаете его один раз для всего проекта. При нажатии кнопки каждое прямое сообщение блокируется. Это означает, что никто не может изменить любую конфигурацию системы. Второй уровень — зашифрованные данные. Нажав другую кнопку, мы можем зашифровать все коммуникации по шине canX.
О canX можно
прочитать все технические данные здесь:
http://canx.info/. Протокол составлен таким
образом, что каждый установщик KNX сможет
переключиться на него без какого-либо
дополнительного обучения — использована
модель данных KNX, чтобы иметь возможность
автоматически объединять оба протокола
без какого-либо преобразования данных.
Это означает, что canX и KNX могут легко
сосуществовать рядом друг с другом. Это
также означает, что существующая
инсталяция KNX может быть защищена путем
расширения ее с помощью магистрали
canX. Кроме того, это также означает, что
даже если в начале может быть отсутствующий
продукт на стороне canX, его легко можно
комбинировать с KNX.
Когда мы смотрим
на установку, у нас одинаковая топология
и одинаковая длина кабеля. Существует
разница в проводке, у KNX 1 витая пара у
canX — две. CanX использует в 10 раз более
высокую скорость, и поэтому каждое
устройство должно питаться индивидуально.
Для питания canX требуется 24 В постоянного
тока, поэтому нет необходимости
использовать специальный специальный
блок питания. Можно распределить
мощность, которая дает дополнительную
надежность.
Еще одно отличие —
количество устройств на линии, равное
32 в канале. Вы можете добавить ретранслятор
и продолжить до 255 устройств. В KNX
теоретически у нас также может быть 255
устройств, но из моего опыта кабель KNX
может обрабатывать максимум один
ретранслятор. В canX я бы не беспокоился
о трафике. Каждая линия может быть
связана с другой линией через линейный
соединитель. Также реализована фильтрация
для ограничения ненужного трафика.
Вот
пример топологии:
canX имеет встроенную систему отчетов об ошибках. Logic Machine сообщит если есть какие-либо ошибки, и надо или не надо нужно выполнять какое-либо обслуживание .
CanX по полной
использует преимущества Logic Machine —
удаленное обслуживание и удаленный
доступ к донным через облако LM — без
необходимости прикасаться к маршрутизатору.
Это просто реализованная мечта.
Немного
про IoT 😊. СanX намного лучше вписывается
в него? Весь смысл в IoT состоит не в том,
чтобы связать все со всем, а в том, чтобы
представлять данные, которые могут
понять машины, без необходимости
переводить их вручную. СanX не только
создает хорошую базу для объектов с
надлежащей структурой, но также позволяет
вам помечать все данные необходимыми
метками. IoT еще предстоит пройти долгий
путь, но canX уже на этом пути.
Из минусов- canX — это запатентованная технология только одного производителя. Да, сегодня это так; однако разработчик не хочет сохранять эту технологию только для себя. Любое производство может интегрировать эти решения в любое время и начать его использовать, и есть надежды что это скоро произойдет.
СanX открыта и бесплатна для всех.